Занятия по трудовому воспитанию
Публикации

Занятия по трудовому воспитанию

Воспитывать у ребенка любовь к труду и прививать ему практические навыки нужно с детского сада, который является первой ступенью на его жизненном пути.

Принципы трудового воспитания

Воспитательный процесс, предусматривающий занятия по трудовому воспитанию дошкольников, ставит перед собой такие цели:

— знакомство с трудом и профессиями взрослых;
— воспитание чувства уважения к труду других людей;
— обучение элементарным навыкам труда;
— воспитание любви к труду, умения самостоятельно и добросовестно трудиться;
— воспитание чувства мотивации, умения работать в коллективе.

Результаты работы взрослых ребенок должен наблюдать дома, в детском саду, на улице и в любой другой общественной среде. Убирать игрушки — тоже один из методов трудового воспитания ребенка.

Цели и методы трудового воспитания

Занятия по трудовому воспитанию обеспечивают поэтапное знакомство ребенка с трудовыми действиями взрослых, формируя правильное к ним отношение. Чтобы это отношение было не просто формальным, теорию нужно сочетать с практикой. Под практикой подразумевается выполнение конкретной работы и трудовые обязанности самих детей.

Основная их цель — это возможность раскрыть, показать и привить трудовые навыки, которые должны освоить и изучить дети разного возраста. Так, например, детей младшей возрастной категории воспитатель обучает хозяйственно–бытовой работе: протирать пыль на игрушках, мебели, цветах, выполаскивать одежки кукол и др. Дети средней группы уже могут прополоскать и отжать, намылить и простирать вещи кукол. Старшие уже моют игрушки мочалкой с мылом, стирают, готовятся к занятиям, убираются в своем пространстве.

При выборе последовательности постановки задач процесса обучения малышей воспитатель тщательно продумывает все до мелочей и учитывает особенности возраста детей, их возможности и доступность для них выполняемого объема работ.

В процессе занятий по трудовому воспитанию воспитатель делает все от него зависящее, чтобы ребенок самостоятельно и охотно делал посильную ему работу, причем по мере нужности оказывая им поддержку и помощь. Важно поддержать ребенка, когда у него что-то не получается во избежание слез и разочарований, а в дальнейшем – нежелания выполнять работу и неуверенности в себе.

Детский сад прививает ребенку еще одно важное чувство – чувство коллективизма, постепенно и последовательно объединяя дошкольников любым общим видом работы на занятиях по трудовому воспитанию. Происходит формирование и осмысление детьми общей ответственности за порученную и выполняемую ими работу. В процессе выполнения заданий дети действуют совместно, помогают и поддерживают друг друга.

В результате такого взаимодействия дошкольники получают хороший опыт и воспитание необходимых в дальнейшей жизни качеств. Уход за растениями воспитывает у дошкольников бережное отношение ко всему живому, любовь к природе и родной земле.

Виды трудовой деятельности дошкольников

Детскую работу делят на четыре основных вида:

1. Самообслуживание – это, фактически, самостоятельное ухаживание за собой. Дети умываются, одеваются, раздеваются, убираются без сторонней помощи. Эта работа вызвана, прежде всего, целесообразностью и выполняется ежедневно, поэтому ее ребенок осваивает быстрее всего и вскоре воспринимает как обязанность.
2. Бытовая и хозяйственная – состоит в поддержании чистоты и порядка в жизненном пространстве ребенка: в комнате, на рабочем столе, кухне, в саду и т. д.
3. Работа, связанная с природой, направлена на ухаживание и выращивание растений на подоконнике и в огороде, а также животных в уголке живой природы и на улице. Этот вид трудовой деятельности воспитывает у дошкольников бережное отношение ко всему живому, любовь к природе и родной земле, а также чувство патриотизма.
4. Ручная работа — ребенок учится изготовлять различные вещи своими руками, приобретая таким образом полезные практические навыки. Учебно-воспитательной программой предусмотрены различные темы занятий по трудовому воспитанию дошкольников. Так, в детском саду детей учат пользоваться простым инструментом и материалами, при помощи которых они вырезают, склеивают, режут и пилят.